Что делать с устаревшими товарами/услугами на сайте — инструкция для SEO

Что делать с устаревшими товарами/услугами на сайте — инструкция для SEO

Антон Рева
15 апреля, 2016

Если у вас интернет магазин, то, на каком-то этапе, придётся столкнутся с ситуацией, когда определенные товарные позиции перестают производится, заканчиваются на складе или происходит обновление товарной линейки.

Давайте детально рассмотрим, как быть в этом случае с точки зрения SEO. Также стоит отметить что все эти рекомендации также будут актуальны и для любых других сайтов с больших кол-во объектов: как для досок объявлений, сайтов недвижимости.

Что делать с устаревшими товарами/услугами на сайте - инструкция для SEO

Как быть с товарами, которые закончились на складе и их сейчас нет в наличии

Товары на складе могут заканчиваться по разным причинам:

  • вы продаете все товарные позиции,
  • появляются проблемы у/с производителями и/или поставщиками,
  • или вы меняете приоритеты в своей работе.

Если вы понимаете, что определенную товарную позицию в дальнейшем магазин будет продавать, то в таком случае мы просто сохраняем страницу в индексе поисковых систем и продолжаем дальше собирать трафик на такие страницы.

При этом, саму товарную страницу нужно привести к следующему виду:

  1. сделать отметку, что товара «Нет в наличии»,
  2. любым способом постараться взять какие-то контактные данные: электронную почту, телефон с тем, чтобы, когда товар появится в наличии была возможность уведомить пользователя про появления товара,
  3. сразу отобразить похожие товары или по характеристикам, или по цене + похожие базовые характеристики.

Это может быть, например, в таком виде:

Когда товара нет в наличии

При этом, стоит не забывать, что товары которых нет в наличии при отображении на соответствующих каталожных страницах

  • точно нужно размещать в конец списка листинга (при этом там также должна быть отметка что товара нет в наличии)
  • или просто скрывать и совсем не выводить в каталоге (при этом есть риски, что такая страница, может потерять определенный вес и выпасть из индекса)

Главная конечная целя всех таких манипуляций это то, чтобы страница с товаром не выпала из индекса и когда товар появится в наличии можно было уведомить заинтересованных пользователей и дальше делать продажи данного товара.

Как быть с товарами у которых сменилась товарная линейка

Часто бывает, что определенная товарная линейка обновляется или изменяется. Характерным примером может быть постоянное обновление «семейства» iPhone.

Если, при обновлении линейки, текущие товарные позиции есть в наличии, то вы просто оставляете всё как есть и можете, например, сделать различные акции, чтобы максимально быстро продать данные «устаревший» товар.

Если вы уже всё распродали, то делаете как в предыдущем случае, кроме п. 2:

  • отмечаете, что продукта данного товара «Нет в наличии»,
  • даете ссылки на товары с новой линейки.

Соответственно таким образом уменьшаете процент отказов и улучшаете свои поведенческие характеристики.

поведенческие характеристики

При полной потери спроса можно задуматься, чтобы

  • убрать такие товары из каталожных страниц,
  • сделать 301 редирект на новые модели для передачи веса страниц.

Как быть с товарами, которые точно уже не будут продаваться

Если при работе интернет магазина у вас появились продукты

  • которые уже больше не доступны
  • по которым вы уже не сможете принимать заказы

и при этом, такие страницы еще и не собирают поисковый трафик, то стоит задуматься, чтобы убрать их из индекса поисковых систем.

Учитывая фильтры типа Google Panda, то лучше не иметь на сайте очень много страниц с товарами, которых нет в наличии. Данные страницы понижают общее качество сайта, забирают внутренний вес и краулинговые бюджеты поисковых систем, а при этом не приносят никаких продаж.

Поэтому,

  • если у продукта есть релевантная замена или релевантная позиция в обновленном ряде, то лучше поставить на такую страницу 301 редирект,
  • если нет ничего релевантного, то в таком случае ставим 301 редирект на категорию к которой принадлежал данный товар.

Например, как в этом случае поступает apple.com со своими старыми моделями:

Например, как в этом случае поступает apple.com со своими старыми моделями

Редиректят на основную категорию:

Редиректят на основную категорию

Если же, вы не можете подобрать ничего релевантного, то, в таком случае можно или закрыть от индексации через мета-тег robots с инструкцией noindex, или отдавать 404/410 код ответа сервера.

Последний момент рассмотрим чуть более детально.

Как правильно использовать 404/410 коды ответа сервера на сайте

Ответы сервера 4xx означают, что при обращении по указанному адресу на сайте произошла ошибка и сервер не может обработать данный запрос. И если 404 ответ сервера говорит «Документ не существует», то код ответа сервера 410 – уже значительно более информативный и говорит нам что документа больше не будет.

С точки зрения поисковых систем Google/Yandex это означает: «что данная страница удалена и больше существовать не будет».

Что это означает на практике

Если вы уверены, что данного товара / страницы на сайте уже больше никогда не будет и нет релеватных страниц на сайте, то нужно использовать код ответа сервера 410.

Использование данного ответа сервера 410 позволяет значительно быстрее выкинуть страницы из индекса, так как, при этом, поисковые роботы больше уверены, что данной страницы в дальнейшем не будет на сайте. При использовании же 404 ответа сервера поисковые роботы еще несколько раз зайдут на такую страницу, чтобы убедиться,

  • что предыдущий ответ 404 не был случайностью
  • и что на данный момент страница также отдает 404 ответ.

Но, при этом, как утверждает John Mueller (Google), всё равно, с определенной периодичностью поисковые системы будут посещать страницы с кодом ответа как 404, так и 410, особенно если будут появляться новые ссылки на такие страницы.

Оформление страниц с 410 кодом ответа сервера

Желательно создать хорошую страницу, которая будет информировать пользователя, что: «На нашем сайте данный товар/услуга «[название товара/услуги]» больше не продается / предоставляется. Посетите нашу главную страницу / страницу про нас, чтобы узнать актуальную информацию предлагаемых товарах / услугах».

Это будет значительно лучше, чем, например, делать редирект на не релевантные товары / услуги и «обманывать» пользователей.

Важное замечание по создание страниц с 4xx ответом

Перед тем как начать отдавать по определенному пулу страниц ответы сервера с ошибкой 4xx, стоит собрать список страниц, на которые стоят ссылки и, если, вы всё также не видите максимально релевантные страницы на сайте, то поставить 301 редирект на главную страницу.

Таким образом мы сможем сохранить передаваемый ссылочный вес нашему сайту.

Заключение

Правильная работа с устаревшими товарными позициями очень важна

  • как с точки зрения правильного «понимая» вашего сайта поисковыми системами,
  • так и с точки зрения пользовательского опыта потенциальных клиентов, которые попадают на такие страницы.

Поэтому, основные рекомендации

  • в первую очередь, если страница собирает трафик и вы не уверены на 100%, что данная товарная единица больше не будет доступна, то лучше оставлять такую страницу с кодом ответа 200 и оптимизировать контент, так чтобы удержать и/или вернуть потом пользователя
  • во вторую очередь, если всё-таки данный товар не будет больше в наличии, то оптимальнее всего сделать 301 редирект на релевантные разделы
  • если же первых 2-а пункта не подходят, то для страниц / товаров, которые уже точно не будут актуальными, то отдавать 410 код ответа сервера.

Если вы, в итоге, сомневаетесь как поступить на своем сайте, то изучайте опыт топовых конкурентов в вашей нише как непосредственных, так и похожих лидеров в других регионах. Это очень полезно, так как при не правильной логике использования вы можете получить в разы картину хуже, чем у конкурентов:

чем у конкурентов

В данном случае, изначально получили, что у нас, кол-во страниц с кодом ответа 404 из индекса Google, минимум в 10 раз больше, чем у топовых конкурентов. А это, сразу негативный сигнал поисковым системам и, соответственно, качество сайта мы получаем хуже.

Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже.

Если же вам нужно провести качественный технический аудит и получить рекомендации как по этому моменту, так и по многим другим техническим аспектам, то обращайтесь к нам, и мы поможем устранить все ошибки на ваших сайтах.

Хорошие статьи продолжение:

Как сделать технический аудит сайта — пошаговое руководство

Как сделать семантическое ядро сайта — пошаговое руководство

Оптимизация кода сайта — базовое руководств

Понравилась статья? Получай свежие статьи первым по e-mail

Оцените статью:
совсем плохоплохонормальнохорошокласс (12 оценок, средняя: 4,50 из 5)
Загрузка...
  • Как посетители реагируют на то что их перенаправляют со страницы на которую они хотели зайти?

    • 1. в каких случаях и как НЕ перенаправлять, написали.
      2. в случае же, если есть много ссылок на устаревший контент, то можно пожертвовать плохим пользовательским опытом, но при этом нагнать веса на нужные страницы.

  • Fotir

    Вариант с 301 редиректом — страницы нужно удалить с сайта и в htacess прописать 301 редирект. или удалять не нужно, а просто прописать 301 редирект?

    • 1. лучше эту возможность реализовать в самом движке.

      2. если не получается, то в индексном файле можно до работы основного кода через базу такое реализовать.

      3. и действительно, можно просто через .htaccess реализовать.

  • Dasha Gorobets

    А расскажите, каким сервисом нужно пользоваться, чтобы получить подобную сводную табличку?

    • любыми, которые помогут Вам:
      — собрать страницы конкурентов в индексе / просто страниц в google
      — собрать ответы сервера по определенному пулу страниц.

      в данном случае, мы работали с Screaming Frog SEO Spider + A-Praser.

      вам думаю, можно просто фрогом пользоваться.

  • Ольга

    с помощью какого сервиса можно получить такую же картинку по конкурентам с 404 ошибками на товары в индексе Google?

  • Andrew Sheshunov

    Подскажите, а возможна ли автоматизация данного процесса? Был ли опыт? Либо все таки лучше вручную проверять подобные товары, чтобы применить наиболее подходящий из 3х вариантов

    • в онлайне, конечно лучше всего всё автоматизировать.
      поэтому, например,
      1. если у вас есть блок похожие товары, то вы можете через google analytics или яндекс.метрику выгрузить статистику на какие товары были самые частые переходы.
      2. если у вас характерестики товаров выделены в отдельные поля, то можно по ним находить похожие по определенному пулу хар-тик и ставить самую новую модель из этого пула.

  • Maksim Gordienko

    Как насчет варианта:
    1) товар скрывается из каталога (ссылки внутри сайта на него больше нет)
    2) при прямом обращении по URL отдается карточка с надписью «нет в наличии», выводятся схожие модели
    3) в коде проставлен canonical на корневую категорию?

    Просто есть очень много товарных позиций, которые регулярно перестают быть в наличии у производителя; через 6 месяцев работы таких товаров может быть несколько тысяч.

    • тоже, вроде хорошая стратегия.
      когда-то постараемся, провести более масштабное исследование как быть с устаревшими товарами и тогда дополним еще информацию.

    • Но ведь в таком случае сущность страницы остается и краулинговый бюджет на нее тратится, а если это большой ИМ с 5 млн. страниц? По моему, нужно ловить страницы на которые нет переходов более чем за 2 мес. и килять сначала ноиндекс, потом 410, чтобы изначально не сыпались ошибки.